ЕГЭ 2014 вариант 2

Скачать файл

 

Вариант № 3

 

Инструкция по выполнению работы

   На  выполнение  экзаменационной  работы  по  русскому  языку  даётся

3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

    Часть  1  включает  30  заданий  (А1–А30).  К  каждому  из  них  даны

четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 

    Часть  2  состоит  из  8  заданий  (В1–В8).  Ответы  к  этим  заданиям  Вы

должны сформулировать самостоятельно.

Часть  3  включает  1  задание  (С1)  и  представляет  собой  небольшую

письменную работу по тексту (сочинение). 

    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,  и  переходите  к  следующему.  Если  после  выполнения  всей  работы  у  Вас  останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

    Баллы,  полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются.

Постарайтесь  выполнить  как  можно  больше  заданий  и  набрать  как  можно  больше баллов. 

    Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

    При  выполнении  заданий  Вы  можете  пользоваться  черновиком.

    Обращаем  Ваше  внимание  на  то,  что  записи  в  черновике  не  будут

учитываться при оценивании работы.

Желаем успеха!

 

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером

выполняемого  Вами  задания  (A1–A30)  поставьте  знак  «х»  в  клеточке,

номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

 

A1          В  каком  слове  неверно  выделена  буква,  обозначающая  ударный  гласный звук?

1)  звонИм         2)  Оптовый      3)  нАчал            4)  надОлго

 

A2          В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)      ЭФФЕКТНОЕ появление на сцене — составная часть профессионального успеха артиста.

2)      Сотрудниками библиотеки был проведён СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ опрос среди читателей.

3)      Оттенки синего цвета УДАЧЛИВО сочетаются с самыми разнообразными цветами.

4)      ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ отказ пожать чью-либо руку однозначно воспринимается как проявление неприязни.

 

A3          Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)      мокла под дождём

2)      косвенных падежов

3)      чудеснейшим образом

4)      здоровые дёсны

 

A4          Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Статистически обработав данные о многих языках,

1)  учёные нашли среднюю величину скорости изменения языка.

2)  была открыта интересная закономерность развития языка.

3)  подтвердилась  гипотеза  о  существовании  общих  для  всех  языков

законов.

4)  для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

 

 A5          Укажите   предложение   с   грамматической   ошибкой

(с   нарушением синтаксической нормы).

1)  Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина  «Боярыня

Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.

2)  Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того

часа, когда появятся в поле машины.

3)  Те,  кто  не  смог  понять  и  оценить  новаторство  Пушкина,  постоянно

обвиняли его в простонародности.

4)  Пушкин  бросает  вызов  обществу,  говоря,  что  «в  свой  жестокий  век

восславил я свободу».

 

A6          В   каком   предложении    придаточную   часть   сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

          1)  «Российская грамматика», которая была создана М.В. Ломоносовым в 1755 - 1757 гг., справедливо признана наиболее совершенным из всех

его филологических трудов.

         2)   Всякий  оратор,  по  мнению  Платона,  должен  проходить  ту  особую школу ораторского искусства, которая научила бы его составлять яркие и убедительные речи.

         3)   Важнейшим типом одноязычного лингвистического  словаря является толковый словарь, который содержит слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

         4) Большим  культурным  и  научным  событием  античных  времён  было появление «Риторики» Аристотеля, который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве.

 

Прочитайте текст и выполните задания A7-A12.

 

(1)…  (2)К  сожалению,  этот  процесс  порою  неизбежен:  он  позволяет

человеку   выделиться   из   окружающего   его   мира,   осознать   себя

уникальным творением природы. (3)Однако вместе с тем это приводит к

обособлению   человека   от  природы,  частью  которой  он  является.

(4)Возникающее  противопоставление  человека  и  природы  вызывает

возникновение  и  распространение  неизлечимых  болезней,  стихийных

бедствий  антропогенного  происхождения,  экологических   катастроф.

(5)Отделению   человека   от   природы   в   результате   развития   науки

противостоит  сама  наука  благодаря  развитию  в  её  недрах  общих

междисциплинарных  подходов  с  гуманитарным  содержанием. (6)…

результатом  такого  процесса  стало  появление  новых  межпредметных

дисциплин, таких, например, как экология

 

A7          Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

     1)  Изучая любую науку или участвуя в её развитии, нужно помнить о цели научного поиска.

     2)  Развитие узкоспециализированных наук иногда приводит к отделению человека-исследователя от объекта исследования.

     3)  Искусство,   как   и   наука, -   важнейшая   составляющая   культуры

человечества.

     4)  Физика первой из естественных наук сформулировала ряд принципов,

которые могут считаться и философскими принципами.

 

A8          Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

     1)  Наоборот,

     2)  Чтобы

     3)  Не случайно

    4)  К сожалению,

 

A9          Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

     1)  процесс неизбежен (предложение 2)

     2)  он является (предложение 3)

     3)  противостоит сама (предложение 5)

     4)  стало появление (предложение 6)

 

A10        Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

     1)  простое осложнённое

     2)  сложносочинённое

     3)  сложноподчинённое

     4)  сложное бессоюзное

 

A11        Укажите  верную  морфологическую  характеристику слова БЛАГОДАРЯ в предложении 5.

     1)  союз

     2)  наречие

     3)  предлог

     4)  деепричастие

 

A12        Укажите значение слова ПОДХОД в предложении 5.

     1)  какое-либо действие

     2)  место, по которому проложен путь

     3)  маскируемые приёмы, уловки

    4)  способы рассмотрения, изучения чего-либо

 

A13        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которыхпишется НН?

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим

недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

1)            2, 4         2) 1, 2, 3               3)2, 5     4)            1, 3, 4

 

A14        В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

     1)  кр..пыш, обл..скать, од..брительный

     2)  объ..снение, выгл..деть, к..снуться

     3)  предл..гать, пр..тензия, обр..млённый

     4)  р..мантичный, орг..низовать, р..форма

 

A15        В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

     1)  пр..любопытный, непр..кращающиеся, пр..следовать

     2)  бе..звёздный, во..стание,   ..двинуть

     3)  с..митировать, без..нвентарный, мед..нститут

     4)  поз..вчера, нед..спать, пр..бабушка

 

A16        В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

     1)  узна..шь, вер..вший

     2)  выход..шь, провер..нный

     3)  наде..шься, разве..нный

     4)  огранич..шь, слыш..мый

 

A17        В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

     А. солом..нка

     Б.  устар..вать

     В.  француж..нка

     Г.  наста..вать

     1)  А, Б, Г          2)  А, Г                        3)  Б, В               4)  Б, Г

 

A18        В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

     1)  Публика (не)доумевала, глядя на приготовления артистов.

     2)  Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

     3)  Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

     4)  Когда  Дымова  усадили  и  напоили  чаем,  он  как  будто  (не)сколько

успокоился.

 

A19        В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

      1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

      2)  Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ

что его приезд решал многое.

      3)  Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ

прогулку на катере пришлось отложить.

       4)     (В)ТЕЧЕНИЕ   прошлого   лета   мне   пришлось   жить   в   старинной

подмосковной усадьбе,  (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные

усадьбы.

 

A20        Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

И.Н. Крамской   считал   работу   над   портретом   Н.А. Некрасова

оконченной (   )  и  другой  замысел  уже  волновал  его  творческое

воображение.


     1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

     2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

     3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 

 

A21        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С  моря  дул  влажный  холодный  ветер  (1)  разнося  по  степи (2)

задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

       1)     1                    2)     1, 2               3)      2, 3               4)      1, 2, 3

 

A22        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую

белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый,

как   бодрый   пловец   волнами,   нашим   молчаливым,   страстным

участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

         1)   1, 2, 3, 4                        2)   1, 2                  3)   3, 4                  4)   1, 3

 

A23        Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

     1)  Герой  романа  любил  путешествия  и  приключения  и  в  то  же  время стремился к комфорту и семейному уюту.

     2)  Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или

иным декабристам предположительно.

     3)  Жаргонные  слова  выпадают  и  из  традиции  и  из  сферы  разумного

словоупотребления и из единообразия речи.

     4)  Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может  использовать  как  приёмы  научного  анализа  так  и  средства художественной выразительности.

 

 A24        Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Искусствоведы   отмечают   значительный   вклад   Н.А. Римского-

Корсакова     в     инструментовку     музыкальных     произведений:

композитор  расширил  и  обогатил  систему  ладово-гармонических

средств,  его  оркестровка  сочетает  красочность,  блеск  с  ясностью,

прозрачностью, простотой.

     1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

     2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

     3)  Вторая   часть   бессоюзного   сложного   предложения   указывает на

следствие того, о чём говорится в первой части.

     4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

 

A25        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический  портрет  героя  литературного  произведения (1)

примером  (2)  которого  является  (3)  описание  Маши  Мироновой  в

повести  А.С. Пушкина  «Капитанская  дочка»  (4)  призван  раскрыть

внутренний мир героя через его внешность.

         1)   1                     2)    1, 2                  3)   1, 4                  4)   2, 3

 

A26        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё издалека Сергей увидел группу ребят  (1) и  (2) лишь только он

подошёл   поближе (3)   от   толпы   отделился   один   паренёк   и   с

приветливой улыбкой направился к нему (4) тогда как остальные не

обратили на него никакого внимания.

         1)   1, 2, 4             2)   1, 2, 3, 4                        3)   1, 3                  4)   3, 4

 

A27        Прочитайте текст.

Грунтовые  хранилища  жидких  радиоактивных  продуктов     и  места

захоронения  твёрдых  отходов  могут  быть  источниками  загрязнения

грунтов,   грунтовых   и   подземных              (глубинных)   вод.   Поэтому   для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится   контроль   за   движением   грунтовых   вод   от   пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику или к месту потребления грунтовых вод. Этот контроль осуществляется с  помощью  специальных  карт  движения  грунтовых  вод  и  возможной миграции загрязнений.

 

В  каком  из  приведённых  ниже  предложений  верно  передана  главная

информация, содержащаяся в тексте?

     1)  Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом

потоке   проводится   в   наблюдательных   скважинах,   глубина   и

расположение    которых    зависят    от    назначения    сооружений,

гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

     2)  Во   избежание   опасных   радиоактивных   загрязнений   с   помощью

специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых

вод от пунктов захоронения жидких и твёрдых радиоактивных отходов

до выхода к поверхностному водоисточнику или к месту потребления

грунтовых вод.

     3)  Жидкие  и  твёрдые  радиоактивные  отходы  являются  источниками

загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

     4)  Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод   требует   жёсткого   контроля,   поэтому   необходимо   создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

 

Прочитайте текст и выполните задания A28-A30;   B1-B8;   C1.

 

     (1)Многие  считают  понятие  чести  устарелым,  несовременным,  в

том смысле, что оно нынче не применимо - не те условия. (2)Для одних

это  связано  с  такими  действиями,  как  дуэль:  мол,  чем  иначе  можно

защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня

заменена  более  высоким  понятием -  принципиальность. (4)Вместо

человека чести - человек принципов…

     (5)Как   может   устареть   чувство   чести,   чувство   собственного

достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть

понятие  чести,  которая  даётся  человеку  однажды,  вместе  с  именем,  и

которую  нельзя  ни  возместить,  ни  исправить,  которую  можно  только

беречь?

     (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В

1902  году  царское  правительство  аннулировало  избрание  Максима

Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов

отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только

 общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда

Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он,

Чехов,  как  академик,  признаёт  это.  (13)«Я  поздравлял  сердечно,  и  я  же

признаю  выборы  недействительными  –  такое  противоречие  не

укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, –

писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти

только  к  одному  решению…  о  сложении  с  меня  звания  почётного

академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые

от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

    (15)Убеждения,  конечно,  вещь  необходимая.  (16)Но  есть  такое

более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно

не  подтверждено  никаким  документом,  справкой.  (18)Просто  слово.

(19)Допустим,  делового  человека,  который  обещал  сделать  ремонт  к

такому-то  числу,  собрать  людей,  привезти  оборудование,  принять

приехавших  издалека.  (20)Да  мало  ли  ещё  что.  (21)Ну,  эка  беда,  не

принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два

дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного,

никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано

было слово.   

(По Д. Гранину)*

                 

А28        Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной  в предложениях 7 – 10?

     1)  Когда  бьют  по  одному  честному  лицу  – все  честные  лица  должны

испытывать  боль,  и  негодование,  и  муку  попранного  человеческого

достоинства. (Л.Н. Андреев)

     2)  Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и  передачи  той  мысли,  того  чувства,  которым  он  обладает,  другим

людям. (В.Г. Короленко)

     3)  Усилие  есть  необходимое  условие  нравственного совершенствования.  (Л.Н. Толстой)

     4)  Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб,

их окружающих. (И.А. Бунин)

 

А29       Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 

     1)  Предложения 2, 3 поясняют содержание первого предложения

     2)  В предложениях 15–23 представлено рассуждение.   

     3)  Предложения 5–6 включают описание. 

     4)  Предложения 7-8  содержат повествование. 

 

А30        Укажите предложение, в котором используются синонимы.

 

1)      1           2)  10             3) 11                4)  19

 

Часть 2

 

Ответом  к  заданиям  этой  части  (В1–В8)  является  слово

(словосочетание),  число  или  последовательность  чисел.  Запишите  Ваш

ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой

клеточки.  Каждую  букву  или  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке  в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при

перечислении  отделяйте  запятыми.  Каждую  запятую  ставьте  в

отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. 

 

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами

 

B1    Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ (предложение 11).

 

B2    Из предложений 18 – 23 выпишите краткое причастие. 

 

 B3   Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 

 

Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.

 

B4  Среди  предложений  5 – 11  найдите  сложное,  в  состав  которого  входят  односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного  предложения.

 

B5   Среди  предложений  13 – 19  найдите  предложения  с  обособленным

распространённым определением. Напишите номера этих предложений.

  

B6  Среди  предложений  1  –  12  найдите  сложноподчинённое  предложение  с  однородными  придаточными.  Напишите  номер  этого  сложного  предложения. 

 

B7  Среди предложений 5 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

 

Прочитайте  фрагмент  рецензии,  составленной  на  основе  текста,

который  Вы  анализировали,  выполняя  задания  А28–А30,  В1–В7. 

В  этом  фрагменте  рассматриваются  языковые  особенности  текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на  места  пропусков  цифры,  соответствующие  номеру  термина  из

списка.  Если  Вы  не  знаете,  какая  цифра  из  списка  должна  стоять  на

месте  пропуска,  пишите  цифру  0.                                                                       

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами

в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1

справа  от  номера  задания  B8,  начиная  с  первой  клеточки.

Каждую  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке  в  соответствии  с

приведённым

Регистрация


Зарегистрироваться через VK

Личный кабинет

Регистрация
Войти через VK